30 лет (1990-2020 гг.) исполняется 15 августа Новокузнецкому институту усовершенствования учителей – муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» города Новокузнецка.
Историческими предшественниками ИПК были школа политпросвещения для мобилизованных культармейцев, работавшая в Сад-городе в 1930 году, и один из первых в Сибирском регионе городской педагогический кабинет, открытый в 1933 году в помещении одной из первых типовых школ города – фабрично-заводской школе – «девятилетке» № 12.
Столь богатая родословная во многом определила судьбу одного из первых в России учреждений дополнительного профессионального образования муниципального уровня, на сегодняшний день единственного в России МУНИЦИПАЛЬНОГО института повышения квалификации, который открыл свою, особую страницу дополнительного педагогического образования, приняв на себя миссию одного из перспективных научно-методических центров, способных обеспечить научно-методическую поддержку не только успешного функционирования, но и развития различных образовательных систем.
Инициатор создания в Новокузнецке института повышения квалификации учителей - Михаил Васильевич Артюхов, талантливый менеджер образования, доктор педагогических наук, профессор, председатель Комитета образования инауки администрации г. Новокузнецка (ранее городского отдела образования 1982 - 2007 г.г.).
В течение трех десятков лет, сохраняя и приумножая традиции, заложенные в управлении институтом первым ректором кандидатом педагогических наук, доцентом, отличником народного просвещения РФ, Г. А. Вержицким, работу коллектива возглавляли большие ученые и практики, ректоры института:
кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Т. С. Шахматова, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ Н. Г. Стрикун и кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Н. П. Недоспасова, доктор педагогических наук О. А. Милинис. В настоящее время институтом руководит кандидат педагогических наук, доцент Е. С. Щеголенкова.
Важнейшей задачей института, как муниципальной методической службы, является создание условий для непрерывного профессионального развития руководящих и педагогических работников.
Ежегодно около 7 тысяч педагогических работников принимают активное участие в различных социально значимых образовательных событиях, проводимых ИПК.
Одним из приоритетных направлений научно-методического сопровождения образовательной практики в настоящее время является развитие инноваций в образовании. Всего за последние двадцать лет в городе реализовано порядка 200 инновационных проектов. В настоящее время в городе Новокузнецке действуют три федеральные экспериментальные площадки. Более 30 образовательных организаций имеют статус региональной инновационной площадки. 53 образовательные организации реализуют 16 муниципальных инновационных проектов (два проекта — сетевые).
Среди многих результатов инновационной деятельности можно выделить основные: имидж и статус образовательных организаций, рост профессионализма педагогических кадров, повышение методологической культуры педагогов, повышение качества образования, создание научно-методических и учебно-методических пособий.